www.president.gov.by -
 сайт Президента РБ
 www.minedu.unibel.by -
 мин-во образования РБ
Главная О гимназии
Навигация
Главная страница
Наши новости
Ученикам
Учителям
Родителям
Газета "Гимназист"
Психологическая служба
О гимназии
Наши достижения
Администрация
Гражданственность
Воспитательная работа
Методическая работа
Инновации
Научная работа
Статьи, публикации
Позравления
Ура! Каникулы!
День рождения...
Объявления
Платные занятия
Родительское собрание
Внимание! Конкурс!

Наш адрес:
 Гимназия №4,
 ул. Кутузова 19,

 231000, г. Сморгонь,
 Гродненская обл., РБ
Телефон, факс:
 8 01592 33890
 +375 1592 33890
 E-mail:

 sm_gim4@tut.by
 
Не хочу учиться...

Нарицын Николай, врач-психотерапевт
    Итак, в жизни вашего ребенка (да и вас самих) наступает очередной важный этап - ребенок становится школьником. Можно сказать, что это целая эпоха в жизни маленького человека - именно в школе ему предстоит пройти несколько ступеней своего развития как психологического, так и физического, и социального, и интеллектуального. Но в этот период, как правило, у учеников и родителей бывает и достаточно проблем. И одна из них подстерегает многих детей и родителей уже в самом начале.
    Как известно, большинство детишек готовятся к началу учебного года с радостью - особенно если предстоит отправиться "первый раз в первый класс". Но бывает и так, что ребенок категорически заявляет: "Не хочу в школу! Не пойду!" Почему же такое происходит и как в этом случае быть?
    Во-первых, природа так устроила, что познание окружающего мира приятно маленькому человечку. Именно поэтому дети, как правило, с удовольствием отправляются учиться. Во-вторых, для ребенка начало учебы в школе - это более высокая ступенька на социальной лестнице, еще один шаг по направлению к долгожданной взрослости. И если ребенок в семье на положении вечного несмышленыша, с которым никто не считается, но при этом жаждет вырваться из-под навязчивой опеки, - он будет стремиться в школу. Ведь она даст ему хотя бы небольшой шаг к самостоятельности! Однако, если ребенок предельно избалован и заласкан, то в школу идти он не хочет. Зачем? Ведь ему хорошо в роли маленького диктатора, которому все пытаются угодить.    Увы, практически всегда радужные ожидания и обещания резко отличаются от реальной школьной действительности. И проблемы адаптации к школе в первую очередь возникают у детей, которые до школы воспитывались вне детского коллектива. Такие дети просто не умеют общаться с себе подобными. Поэтому в первое время ровесников они не понимают и порой даже боятся. Если ребенок вырос с убеждением, что он "пуп земли", то велика вероятность, что в одном классе встретятся несколько таких "пупов", и между ними начнется борьба за право считаться центром мироздания. Если заласканное и избалованное дитя будет не готово к разрешению подобных конфликтов, то для него это будет серьезнейшая психотравма, которая способна отбить у ребенка охоту учиться чуть ли не на все десять школьных лет! Кстати, если ребенок теряет желание учиться уже в подростковом возрасте - это результат двух причин. Первая - пример, который перед глазами. Родители, которые закончили несколько институтов, живут от зарплаты до зарплаты, а бритые мальчики с незаконченным средним образованием носят золотые цепи и разъезжают на Мерседесах. В такой ситуации подростку трудно осознать, что нужно учиться. Истоки этой проблемы зародились у нас еще давно (помните, еще в фильме "Интердевочка": "Ты пять лет в институте сидела, чтобы сто рублей получать!") и сейчас, как говорится, нарыв лопнул. Но к счастью, это положение проходящее, сейчас уже и бизнес требует интеллекта, и значимость зависит от знаний. И подростки осваивают компьютеры, изучают языки.
    Другая проблема - в школе к ним относятся как к детям. Унижают, кричат, ставят носом в угол. Подросток, как бы ни хотел он учиться, от такой школы просто сбежит.     Весомую лепту в появление у детей отвращения к учебе вносит и сама сегодняшняя школа. К 1 сентября урезаны зарплаты учителей - хотя, казалось бы, куда уж дальше? Плюс к тому о престиже учительской профессии сегодня вообще говорить бессмысленно. Таким образом, остаются учить детишек только те, кому этот процесс почему-либо приятен сам по себе, и нередко это люди, которые стремятся к любому мало-мальскому властвованию. Наиболее часто отказ от учебы связан с тем, что ребенок однажды получил пробел в знаниях и ему трудно догнать остальных. Причиной этого может быть не только болезнь: если в семье неблагополучная обстановка, у ребенка вообще может пропасть стремление к учебе. У детей в любых стрессовых ситуациях исследовательский рефлекс уступает место рефлексу самосохранения: когда чувствуешь опасность и стараешься уберечься от нее, тут уж не до обучения. Иногда ребенок отстает в учебе из-за скрытых проблем со здоровьем: одна из самых частых причин - утомляемость или плохое зрение (о чем порой не знают ни родители, ни учителя). Проще предупредить явление, чем избавляться от него. Поэтому изначально очень важно дать ребенку возможность общаться с другими детьми. Не надо бояться возможных трудностей общения! Ваша задача - не оградить ребенка от конфликтов, а научить справляться с ними достойно. Не заставляйте всю семью вращаться вокруг дитяти, даже если оно у вас единственное. Готовьте ребенка к тому, что не все его прихоти будут выполняться в жизни. В то же время опасна и другая крайность - полное отсутствие внимания. Золотая середина - поощрять детскую самостоятельность, но в то же время не отказывать в помощи, когда ребенку это необходимо. И главное - не отбивайте у ребенка желание стать взрослым, не показывайте, что это сплошные проблемы и обязанности. В конце концов, если родители, как представители взрослого мира, будут счастливы сами, захочет стать таким же и ребенок. И учеба в школе, как ступенька к взрослости, будет ему приятна, важна и необходима!
    Вообще очень многое зависит от того, насколько сам ребенок готов к школе психологически. Если он идет туда вправду с радостью и с интересом - это одно, а если его тащат туда чуть ли не аркане, причем он напуган дважды - и неизвестностью (непонятно, что его ждет впереди) и заведомой агрессивностью (когда его еще в садике пугали - вот погоди, пойдешь в школу, там тебе покажут!) - это уже другое дело…
    К школе готовятся зачастую столь же торжественно, как к свадьбе или к родам (что в принципе оправданно, ибо во всех случаях практически начинается новый важный этап в жизни человека) - но при этом столь же суетливо и порой даже бестолково, как правило, забывая главное. Готовят портфель со всевозможными канцтоварами, парадную одежду и обувь. Но забывают… психологически подготовить самого первоклассника.     Поэтому если вы хотите, чтобы ваш малыш в первый раз в первый класс пошел с удовольствием и чувствовал себя адекватно и уверенно - расскажите ему подробно, что и как будет в школе. Для чего вообще туда ходят и "с чем все это едят". Расскажите, не приукрашивая (и возможно, не примешивая к рассказу собственные негативные впечатления от вашей школьной жизни). Ибо если ребенка после первых учебных дней постигнет разочарование - это будет впечатление очень сильное, которое может остаться надолго…
Первоклассник приходит первого сентября из школы. Швыряет в угол ранец и говорит родителям: -Что же вы меня не предупредили, что эта бодяга на десять лет?!
    Разумеется, следует еще перед зачислением в школу познакомиться с ее коллективом. С тем учителем, который будет учить вашего ребенка. И в первую очередь - с теми требованиями, которые будут предъявляться к ребенку как в первом классе, так и при вступительном собеседовании. Как правило, первичные знания в общем везде требуются одинаковые. Но при этом у каждой отдельной школы могут быть какие-то специфические требования. Вообще о готовности ребенка к школе стоит поговорить отдельно.

Папа у Васи... или Уроки с первоклашкой

Кравцова Марина

    Когда родители вечером приходят усталые с работы и обнаруживают, что их юный школьник, вместо того чтобы ложиться спать, судорожно доделывает уроки, их мучает один вопрос: почему, собственно, их чадо приготовило не в течение дня? Ребенок ответить затрудняется, а разгневанная бабушка или няня сообщают: «Да он просто не хотел садиться за них!»

    Дети по-разному относятся к домашним заданиям. Некоторые с первых учебных дней без лишних напоминаний садятся за уроки и прилежно выполняют все, что задано. Другие же отвлекаются, стараются сделать все побыстрее и кое-как. Третьих просто невозможно усадить за стол, им необходимы непрерывный контроль и подгоняющие замечания.
 
Сайт гимназии г. Сморгони 2008
Hosted by uCoz